Школа
антропософской
физиотерапии
 

Москва, ул. Новочеремушкинская дом 44 корп. 3, офис 7

8 985 123 52 99

    info@roschkova.ru

Хирофонетика – уникальный метод стимуляции речевого развития

К сожалению, нас никто не предупредил о вредности этой работы. Дело в том, что бумага, на которой писалась информация, была пропитана меланин-формальдегидной смолой. Не было соблюдено никакой техники безопасности.

Мы узнали правду только, когда родился сын. Формальдегид вызывает мутацию. Врачи сказали, что сын никогда не будет ходить и говорить, и скоро умрет. Первый год я плакала и бегала от одного врача к другому. Отчаявшись, решила сама лечить сына. Закончила медучилище и курсы массажа. Стала интересоваться зарубежными методиками. Освоила ритмический массаж по методу Иты Вегман. Благодаря ему мой сын пошел самостоятельно. А вот с речью была проблема. Сын говорил только несколько слов. Логопеды разводили руками.

Узнав, что в Австрии есть логопед, который разработал новый метод стимуляции речевого развития. Я написала ему письмо. Альфред Баур ответил мне и пригласил на учебу в чешский город Писек. Он приезжал в него два раза в год и читал лекции для славян. Учиться было сложно: только немецкая и чешская речь. Желание помочь сыну помогало мне в преодолении этих трудностей.

На первой лекции А.Баур рассказал о создании своей методики. Его жена, врач и он руководили институтом речевой терапии в австрийском городе Линце. Они лечили детей, страдающих заиканием, дизартрией и дизграфией. Иногда к ним поступали дети со значительными дефектами речи.

Некоторые вовсе не могли говорить или же что-то бормотали. Несмотря на все старания, они не могли воспроизвести то, что им говорили.

Помимо этого доктор Баур работал логопедом в психоневрологической больнице. Там весной 1972 года ему показали трехлетнего неговорящего мальчика. Маркус – так его звали – хорошо слышал, и никаких причин его дефекта не было обнаружено. У Маркуса были родители, но они о нем не заботились и по сути он был сиротой.

Доктор Баур вспомнил о методике для глухонемых. Пациента постукивают по определенному месту между лопаток, напевая при этом какой-нибудь звук в направлении спины.

Это же он проделал с Маркусом. Ребенок охотно позволял ему это, но ни разу не издал ни одного звука. Тогда логопед решил более интенсивно заниматься с Маркусом. Ему были хорошо известны формы, образуемые воздушными потоками, при произнесении каждого отдельного звука.

Баур положил Маркуса на стол вниз животом, встал возле его головы и, произнося определенный звук, очертил на его спине характерную для этого звука форму. Этот способ лечения он назвал хирофонетикой, когда форма звука (греч. phone) передается руками (греч.cheires).

Постепенно Маркус начал бормотать и затем говорить первые слова. Затем ребенка отправили в детский дом, и доктор Баур потерял его из вида. Они встретились, когда Маркусу было 18 лет. Он говорил не очень понятно, но грамматически правильно. Маркус мог читать, писать и считать. Выяснилось, почему он не мог говорить. У него был детский церебральный паралич.

Таким образом, если ребенок не может говорить, т.к. не подражает, логопеду надо усилить воздействие. Хирофонетика позволяет воспринимать звук вместе с кинестетическими ощущениями.

В то время, когда ребенок лежит и пассивно воспринимает звук, на самом деле он с большим вниманием переживает свои ощущения. В процессе речи в сознание входит ее содержательная сторона. Сам речевой процесс протекает бессознательно, и обучается ему ребенок бессознательно.

Хирофонетика применяется при самых различных речевых нарушениях: задержек речевого развития, заикании, при общем недоразвитии речи и т.д. Она хорошо себя зарекомендовала при лечении детей с детским ранним аутизмом, глухотой, ДЦП. С помощью этого метода можно также лечить бронхиальную астму, атонический дерматит, нейродермит, депрессию, сколиоз.

Каковы бы ни были причины серьезного отставания развития речи, в первую очередь, как показывает опыт, необходимо дать ребенку импульс для того, чтобы он начал усваивать речь

Как правило, после трехмесячного лечения, самое позднее – через год, отмечаются положительные результаты. Одни дети начинают повторять за говорящим уже в процессе лечения, другие что-то бормочут, если им кажется, что за ними никто не наблюдает, третьи начинают говорить совершенно спонтанно.

Ожидаемого результата не наблюдается, если ребенок не в состоянии образовать понятия или, когда двигательный организм парализован в такой степени, что одних импульсов для проявления желания говорить недостаточно, а также при сильном повреждении центров речи

Однако этим детям хирофонетика позволяет обрести человеческий облик. Преимущество этого метода в том, что им могут лечить сами родители.

Я после окончания обучения в Школе хирофонетики решила, что об этом методе должны знать многие. Чтобы это желание сбылось, мне пришлось пройти переподготовку в педагогическом институте и защитить дипломную работу под названием «Стимуляция речевого развития у детей несклонных к подражанию по методу А.Баура».

Мне сказали, что защитить эту работу невозможно, поскольку эта методика никому не известна. Я ответила, что только ради этого училась на логопеда и отступать не намерена.

После защиты ко мне подошла главный логопед города Москвы и сказала: «Ну вы смелая женщина».

Теперь к нам в Петербург приезжает ученица и соратница А.Баура Ульрика Армангсперг. Она обучает хирофонетике родителей и дефектологов. Для обучения необходимо написать ей письмо, где указать причину, по которой вы хотите изучать этот метод. Надо написать также свою автобиографию и вложить фотографию.

Хочу немного поделиться своим опытом. После окончания педагогического института я работала в школе 8 типа и обучала детей на дому. Мои ученики – дети, страдающие аутизмом и ДЦП.

Одна девочка, страдающая аутизмом «просидела» в 1 классе. На уроке она не говорила и рисовала на пенале. Учителя решили, что девочка необучаемая и поставили диагноз идиотия. Мама настояла на повторении программы первого класса на дому. В отчаянии она сказала: «Дайте нам такого учителя, которого я у вас не видела. Ваши учителя не могут учить мою дочь».

Директор направила меня к девочке со словами: «Вы же любите тяжелые случаи». Так и повелось. Мне давали в основном тех детей, с которыми другие дефектологи отказывались работать.

На самом деле моя ученица была очень умной и не понимала, зачем ей надо учиться писать и читать, когда она так много знает.

Я показала маме, как делать хирофонетику, и произошло чудо. Девочка стала писать и читать, а также научилась варить кашу, делать салаты и многое другое.

Мама ученицы последовала моему примеру, закончила педагогический институт и стала завучем этой школы. А я поступила в медицинский институт, чтобы легализовать следующий метод реабилитации – ритмический массаж.

 

                                                Рошкова Марина Владимировна,

главный врач центра реабилитации инвалидов «Достоинство».